Дорогие участники конференции, Рождественские чтения, в атмосфере которых проходит наша встреча, становятся традиционной площадкой, на которой озвучиваются актуальные проблемы современности, связанные, в частности, с вопросами этики и морали в области биологии и медицины. Здесь мы делимся своими переживаниями по поводу разнообразных коллизий, обусловленных противоречивыми отношениями между биотехнологическим прогрессом и христианской нравственностью. Мы ищем ответы на невиданные ранее вопросы, оцениваем пути поиска достойных христианских решений. Нам видится обнадеживающая символика в том, что актуальные вопросы биоэтики обсуждаются под Вифлеемской звездой.
Святейший Патриарх Кирилл в своем ежегодном Рождественском послании именовал праздник Рождества Христова «праздником воплощенной любви Творца к Своему творению». В свою очередь нам представляется важным еще раз подчеркнуть, что Спаситель Мира, Который есть Любовь, в Своем Рождественском воплощении, видимым образом, ощутимо являет всему Миру Богообразность человека, выделяет человека из всего сотворенного, подтверждает избранность человека. Созерцание этих истин, благоговение перед ними невозможно без христианской веры, христианского мировоззрения. Мы с вами это знаем, для нас это очевидно, но мы также знаем, что не весь мир разделяет христианское миропонимание.
Возможно, еще не так давно, условно – лет сто назад, особенности мировосприятия не так ярко проявлялись в технологических трендах и, соответственно, во влиянии на общество. Технологический прогресс в целом воспринимался как благо, как явление положительное, не угрожающее человеческой природе, способствующее развитию и процветанию народов. Наверно, так и могло бы быть. Однако сегодня на повестке дня кардинальная трансформация человека, так называемое улучшение человеческой природы. Конечно, эти идеи в мире присутствуют давно, в разных формах их уже пытались проводить в жизнь, но они сдерживались доминирующим христианским мировоззрением с одной стороны и недостаточной эффективностью технологических инструментов с другой. Сегодня ситуация быстро меняется. Успехи генетических исследований в сочетании с когнитивными и информационными методами существенно могут изменить социокультурный ландшафт цивилизации. И главная особенность этих изменений – противобожие. Сумма знаний и технологические возможности, однако заметим не всегда правдивые, иногда ложные и весьма сомнительные, но усиленно предлагаемые средствами массовой информации, создают предпосылки пересмотра ценностей, которые с давних пор обоснованно рассматривались как незыблемые, направленные к утверждению жизни и жизнь защищающие. Но сегодня очевидное подвергается сомнению. Как заметил Святейший Патриарх Кирилл, на Западе «от веры отреклись и от основных постулатов человеческой морали отказались», например, есть «страшная тенденция менять пол, от всего этого апокалипсисом пахнет. Это грех, это против Божиего закона». И если этим веяниям не поставить преграду, то цивилизационная катастрофа неминуема. Господь сотворил мужчину и женщину и не в компетенции человека менять это определение. Тревожные слова Предстоятеля относятся и к нам с вами, как к призванным к созерцанию тайны Вочеловечения Сына Божия и, значит, наделенных ответственностью за сбережение достоинства человеческой природы.
Но о каком Богообразном достоинстве человека можно говорить, если, например, доминирующий (можно сказать – единственный) взгляд на человека, распространяемый в информационном пространстве, человек — это проходящий этап (условно скажем) «дарвиновских» процессов. И если человек наследник зверей, то кого нам ждать после человека – наверно, нечеловека. А ведь это не просто частное мнение. Это сознательно продвигаемая концепция, в которой заложена идея оправдания трансформации человеческой природы.
Эти идеи могут быть воплощены в технологиях модифицирования генетического кода человека. Они быстро развиваются. Конечно, они могут принести много пользы, могут позволить лечить весьма сложные генетически обусловленные заболевания, не поддающиеся лечению другими методами. Но востребованность в таких терапевтических методиках не должна стать поводом к произвольному «улучшению человека». Святейший Патриарх Кирилл обращает внимание на то, что в этом вопросе «необходимо провести разграничительную линию между лечением генетических заболеваний и выведением человеческих особей с программируемыми генными инженерами качествами».
Его Святейшество настоятельно подчеркивает опасность распространения идей трансгуманизма. Процитируем слова Патриарха: «Мне неоднократно доводилось говорить и о том, что одной из существенных угроз современности является идея произвольного «улучшения» человека, то есть идея трансгуманизма. Если главной идеей секулярного гуманизма являлось признание высшей ценностью человека самого по себе, вне его связи с Богом, то фундаментом — осознанным или нет — идей трансгуманизма является расчеловечивание. Фактически человечеству предлагается в выборе между путем жизни и путем смерти (Иер. 21:8) избрать цивилизацию смерти и тления, поскольку из этой цивилизации предлагается полностью устранить Источник Жизни — Бога. Новые искусители как бы говорят человечеству: «Вам не надо следовать замыслу Божию о вас; попирайте образ Божий в себе, измени́тесь — и будете как боги».
Цитируя слова Святейшего Патриарха Кирилла из его Рождественского послания нынешнего 2025 года, воскликнем: «Что же нам, христианам XХI века, надлежит делать?», чтобы не допустить таких преобразований?
Наше Государство, безусловно, проявляет заботу о защите традиционных ценностей. Минувший год Президентом Владимиром Путиным был объявлен годом семьи. Святейший Патриарх Кирилл акцентирует внимание на ряде проблем, касающихся традиционных семейных ценностей и подчеркивает необходимость защиты семьи в публичном пространстве. Выступая перед членами Совета Федерации, Первосвятитель отметил, что сегодня «сама идея семейной жизни нередко дискредитируется в публичном пространстве, на страницах глянцевых изданий, в социальных сетях, которые акцентируют внимание на том, что семейная жизнь якобы уменьшает уровень комфорта и потребления». «На смену семье как колыбели жизни предлагается поставить новые репродуктивные технологии. Убежден, что пришло время отреагировать на этот вызов. Семья требует комплексной защиты, в том числе в публичном пространстве». Продолжая эту тему, отметим, что репродуктивные технологии не решают демографическую проблему, но могут способствовать трансформации естественного деторождения в детопроизводство, что может стать одним из инструментов расчеловечивания.
Приведенные выше и многие другие прецеденты коллизии ценностей, подчеркивают актуальность биоэтической проблематики на современном этапе. Эта проблематика определяет основной круг вопросов деятельности Синодальной Комиссия по биоэтике. В работе комиссии принимают участие люди высокой степени компетентности в области естественных наук, биомедицины и богословия. Основная задача деятельности комиссии заключается в изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей. За прошедшее время членами комиссии был рассмотрен круг острых вопросов, связанных с применением передовых биотехнологий. Члены комиссии принимают участие в тематических конференциях, круглых столах, открытых дискуссиях по наиболее острым вопросам биоэтической проблематики.
В прошедшем году рассматривались вопросы, связанные с трансгендерной идентичностью, этические проблемы современных генетических исследований, рассматривались предложения о возможности поддержки инициативы группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации по совершенствованию законодательства в части расширения прав медицинских работников на отказ от производства прерывания беременности и участия в организации процесса по моральным и религиозным соображениям. Большое внимание уделено просветительской деятельности Комиссии, в частности анонсировано предложение создания Научно-исследовательского центра по биоэтике при Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Анализировались также и сугубо частные, специальные вопросы, например, дилемма причастия Святыми Тайнами христиан страдающих целиакией: Комиссия утвердила окончательный вариант рекомендаций относительно причащения лиц, страдающих данным заболеванием. Рассматривалось и множество других вопросов. Подробно с деятельностью Комиссии можно ознакомиться на соответствующем сайте Синодальной Комиссии по биоэтике.
В нынешнем году, как мы предполагаем, будет возрастать множество вопросов, связанных с развитием генноинженерных технологий и методов синтетической биологии. Также, по всей видимости, будет возрастать актуальность тематики искусственного интеллекта. Учитывая скорость развития и многообразие аспектов применения этой технологической отрасли, ее тесную связь с когнитивной деятельностью человека, доля вопросов по искусственному интеллекту в биоэтике будет расширяться. Очевидно, что обсуждение и решение вопросов по этим тематическим направлениям требуют высокой эрудированности и квалификации. В этой связи, важным аспектом деятельности Комиссия нам видится расширение научной и просветительской работы, направленной на увеличение кадров, уверенно ориентирующихся в вопросах биоэтики. Еще одним из важнейших направлений деятельности Комиссии является интеграция биоэтических норм в законодательство Российской Федерации.
Заканчивая свое выступление, хочу отметить: христианский ответ на биоэтические вопросы должен быть основан на принципах любви, сострадания и заботы о ближнем. Врачи и ученые должны стремиться помогать людям сохранять и улучшать их здоровье, придерживаясь этических норм и принципов, основанных на заповедях Божиих. Решение трудных вопросов биоэтики требует значительных сил. Желаю всем вам, чтобы сил было больше. Пусть нас вдохновят слова Спасителя, сказанные в откровении Иоанна Богослова: «Знаю дела твои, знаю и то, что мало сил у тебя, а ты всё же твердо держишься слова Моего и не отрекся от Меня»! (Отк. 3:8).