– Отец Константин, как ваши коллеги в биологическом научном сообществе восприняли то, что вы решили поступать в Духовную Академию и стать священником?
Очень по-разному. Кто-то обрадовался, но таких были меньшинство. Многие даже увидели в этом какое-то нервное расстройство. Это вполне объяснимо: в университетском сообществе в то время царила характерная постсоветская среда, которая придерживалась определённой материалистической идеологии.
— А есть ли сейчас среди ваших коллег в биологическом сообществе те, кто разделяет христианскую позицию по вопросам новейших медицинских методов и технологий?
— Да, конечно. Слава Богу, всё-таки оказалось, что в университете немало верующих людей. А в 90-е годы их становилось всё больше и больше. По мере обретения веры и воцерковления мои знакомые ученые переоценивали многие вещи, давали новую оценку тем исследованиям, которыми занимались.
— Спасибо. Насколько в сегодняшнем биологическом сообществе популярны христианские взгляды на внутриутробное развитие человека?
— Наверное, всё-таки церковный взгляд не доминирует. Большинство биологов дают рационалистическую оценку эмбриологическим процессам. Превалирует мнение, что эмбрион — это не личность, а развивающийся биологический субстрат. Это сугубо биологический взгляд, даже прагматико-биологический. Вопрос осложняется ещё тем, что и у нас в Церкви нет точного понимания глубины антропологии. Да, мы признаём ценность и неприкосновенность жизни с момента зачатия, но как разложить по полочкам все эти процессы, вписать их в духовный контекст? Задача очень непростая. Во многом познаваема, но процесс познания ещё не завершён.
Мы не можем ответить однозначно и на сложные вопросы, связанные с биотехнологиями — например, с технологией ЭКО или технологией редактирования генома, которая грядёт в обозримом будущем. Но главное, у нас есть библейские основания ценности жизни человека. В чём эти основания? В том, что человек есть образ Божий. Это очень важный момент. Я считаю, что в сочетании богословия и естественно-научного знания важно было бы уточнить, а где именно образ Божий находится. Как мы можем эту ценность в реальных биологических механизмах показать?
— Как вы считаете, христианский эволюционизм (дарвинистского толка) — выход для Церкви или путь в никуда?
— На мой взгляд, сочетание теории Дарвина и Священного Писания невозможно. Это лукавство. Вот смотрите, элементарный момент. Эволюционизм предполагает беспредельную модификацию биологических существ. Человек в данной концепции есть одна из промежуточных стадий. Это же кардинально расходится с библейским пониманием человека! Человек – высшее творение Божие, исполненное божественным достоинством, образ Божий. А эволюционизм нам говорит, что это просто проходящий этап. Такая точка зрения — основание для трансгуманизма. Так что христианское мировоззрение не стыкуется с классической эволюционной концепцией и современной её модификацией.
— А когнитивные исследования — это новые возможности для христианской антропологии или новые вызовы?
— Безусловно, и то, и другое. Я вижу много положительного в процессе познания глубинных основ человеческой природы. Я это воспринимаю как лабораторию христианской антропологии. В каком смысле? Когнитивные исследования помогают нам более-менее чётко увидеть, кто такая личность, что это за явление, и что такое, например, когнитивная функция. В рамках современных исследований мы уже видели, что это не одно и то же. А ведь в светском обществе, к сожалению, есть тенденция отождествления личности с когнитивными функциями. Но исследования в этой области показывают, что это совсем не одно и то же. Есть функция, а есть личность.
— В чём главная цель курса по биоэтике в Духовной Академии?
— На мой взгляд, цель — сориентировать студентов в правильной духовной оценке появившихся и возникающих биотехнологий. Существуют и светские курсы биоэтики, но в последнее время наметился определенный водораздел светского и церковного контекста биоэтики. Христианское суждение о биотехнологиях все больше расходится со светским пониманием этих явлений. И мне кажется, дальше будет всё более остро.
Ещё вчера было очевидно, что семья — это папа и мама. Но за последнее время эти очевидные ценности подвергаются пересмотру и становятся всё менее очевидным. Подчеркну, они не утрачивают свою ценность, они просто становятся всё менее очевидными. Теперь эту очевидность надо доказывать.
В свое время этот курс воспринимался как ненужная инновация, и даже были вопросы, зачем в Духовной Академии преподавать биоэтику? Сейчас этот учебный блок и направление исследований становится всё более и более востребованным. Биотические вопросы выходят на первый план, и Церкви нужно давать на них ответы.
Беседовали студенты 2 курса бакалавриата Илья Крупнов и Иван Пышкин.
Материал подготовлен в рамках учебного курса «Информационная деятельность православного прихода» на кафедре церковно-практических дисциплин.
Источник: Академия на Неве