Церковь и биоэтика: противостояние или партнёрство?
Протоиерей Константин Константинов
Развитие науки ставит перед Церковью серьёзные вопросы, на которые люди ждут своевременную богословскую реакцию. Причём, современные условия требуют от нас научного, методологически выверенного, подхода. Важным полем такой дискуссии выступает биоэтика как междисциплинарная область знаний. О роли и взглядах православной теологии в биоэтическом пространстве расскажет протоиерей Константин Константинов.

– Отец Константин, как ваши коллеги в биологическом научном сообществе восприняли то, что вы решили поступать в Духовную Академию и стать священником?


Очень по-разному. Кто-то обрадовался, но таких были меньшинство. Многие даже увидели в этом какое-то нервное расстройство. Это вполне объяснимо: в университетском сообществе в то время царила характерная постсоветская среда, которая придерживалась определённой материалистической идеологии.


— А есть ли сейчас среди ваших коллег в биологическом сообществе те, кто разделяет христианскую позицию по вопросам новейших медицинских методов и технологий?


— Да, конечно. Слава Богу, всё-таки оказалось, что в университете немало верующих людей. А в 90-е годы их становилось всё больше и больше. По мере обретения веры и воцерковления мои знакомые ученые переоценивали многие вещи, давали новую оценку тем исследованиям, которыми занимались.


— Спасибо. Насколько в сегодняшнем биологическом сообществе популярны христианские взгляды на внутриутробное развитие человека?


— Наверное, всё-таки церковный взгляд не доминирует. Большинство биологов дают рационалистическую оценку эмбриологическим процессам. Превалирует мнение, что эмбрион — это не личность, а развивающийся биологический субстрат. Это сугубо биологический взгляд, даже прагматико-биологический. Вопрос осложняется ещё тем, что и у нас в Церкви нет точного понимания глубины антропологии. Да, мы признаём ценность и неприкосновенность жизни с момента зачатия, но как разложить по полочкам все эти процессы, вписать их в духовный контекст? Задача очень непростая. Во многом познаваема, но процесс познания ещё не завершён.

Мы не можем ответить однозначно и на сложные вопросы, связанные с биотехнологиями — например, с технологией ЭКО или технологией редактирования генома, которая грядёт в обозримом будущем. Но главное, у нас есть библейские основания ценности жизни человека. В чём эти основания? В том, что человек есть образ Божий. Это очень важный момент. Я считаю, что в сочетании богословия и естественно-научного знания важно было бы уточнить, а где именно образ Божий находится. Как мы можем эту ценность в реальных биологических механизмах показать?


— Как вы считаете, христианский эволюционизм (дарвинистского толка) — выход для Церкви или путь в никуда?


— На мой взгляд, сочетание теории Дарвина и Священного Писания невозможно. Это лукавство. Вот смотрите, элементарный момент. Эволюционизм предполагает беспредельную модификацию биологических существ. Человек в данной концепции есть одна из промежуточных стадий. Это же кардинально расходится с библейским пониманием человека! Человек – высшее творение Божие, исполненное божественным достоинством, образ Божий. А эволюционизм нам говорит, что это просто проходящий этап. Такая точка зрения — основание для трансгуманизма. Так что христианское мировоззрение не стыкуется с классической эволюционной концепцией и современной её модификацией.


— А когнитивные исследования — это новые возможности для христианской антропологии или новые вызовы?


— Безусловно, и то, и другое. Я вижу много положительного в процессе познания глубинных основ человеческой природы. Я это воспринимаю как лабораторию христианской антропологии. В каком смысле? Когнитивные исследования помогают нам более-менее чётко увидеть, кто такая личность, что это за явление, и что такое, например, когнитивная функция. В рамках современных исследований мы уже видели, что это не одно и то же. А ведь в светском обществе, к сожалению, есть тенденция отождествления личности с когнитивными функциями. Но исследования в этой области показывают, что это совсем не одно и то же. Есть функция, а есть личность.


— В чём главная цель курса по биоэтике в Духовной Академии?


— На мой взгляд, цель — сориентировать студентов в правильной духовной оценке появившихся и возникающих биотехнологий. Существуют и светские курсы биоэтики, но в последнее время наметился определенный водораздел светского и церковного контекста биоэтики. Христианское суждение о биотехнологиях все больше расходится со светским пониманием этих явлений. И мне кажется, дальше будет всё более остро.

Ещё вчера было очевидно, что семья — это папа и мама. Но за последнее время эти очевидные ценности подвергаются пересмотру и становятся всё менее очевидным. Подчеркну, они не утрачивают свою ценность, они просто становятся всё менее очевидными. Теперь эту очевидность надо доказывать.

В свое время этот курс воспринимался как ненужная инновация, и даже были вопросы, зачем в Духовной Академии преподавать биоэтику? Сейчас этот учебный блок и направление исследований становится всё более и более востребованным. Биотические вопросы выходят на первый план, и Церкви нужно давать на них ответы.


Беседовали студенты 2 курса бакалавриата Илья Крупнов и Иван Пышкин.


Материал подготовлен в рамках учебного курса «Информационная деятельность православного прихода» на кафедре церковно-практических дисциплин.


Источник: Академия на Неве