Доклад члена Синодальной комиссии по биоэтике священника Владимира Духовича на встрече членов Комиссии Межсоборного присутствия по общественной жизни, науке и информации со специалистами в области биоэтики и искусственного интеллекта
Публикуем доклад по теме "Старение и трансгуманизм" члена Синодальной комиссии по биоэтике священника Владимира Духовича на встрече членов Комиссии Межсоборного присутствия по общественной жизни, науке и информации со специалистами в области биоэтики и искусственного интеллекта, прошедшей 18 июня 2024 года в стенах Издательского совета Русской Православной Церкви.

Старение – зависимое от времени снижение функций, которое значительно увеличивает риск смерти, – знакомо большинству живых существ.


Для начала определим, что же это значит «увеличивает риск смерти»?

У человека оценивается вероятность умереть в определённом возрасте. Сразу после рождения и в раннем младенческом возрасте вероятность смерти достаточно высока, а затем она начинает уменьшаться и достигает минимума к 12 годам. А с 15-летнего возраста вероятность начинает увеличиваться, приблизительно в два раза каждые 10 лет и достигает условных 100% к 120 годам.


Как современная наука относится к старению? Можно ли считать естественный процесс угасания болезнью и, следовательно, лечить? Ещё совсем недавно считалось, что бороться с процессом старения нельзя, потому что это нарушение биологических законов. Совершенно так же, как нельзя изобрести вечный двигатель. Нельзя, потому что это недостижимо с точки зрения физических законов. С точки зрения гериатрии, старение – неизбежный результат жизни. Сделать ничего нельзя, можно только сделать так, чтобы человек мучился поменьше, а пожил подольше, и потом достойно проводить его на кладбище. Крупнейший английский гериатр Ротан заявил, что попытки лечить старение не только невежество, но и безграмотность. Сегодня среди учёных-специалистов доминирует другая точка зрения – старение это болезнь, что нашло отражение в документах Всемирной организации здравоохранения, в частности в Международной классификации болезней. Хотя мы, христиане, безусловно считаем старение богоданным свойством, наряду со смертью, появившимся в результате первородного греха.

Программа старения с точки зрения науки


Почти каждый исследователь проблемы старения человека убеждался в том, что организм обладает колоссальными возможностями самовосстановления и теоретически способен жить неограниченно долго. В последнее время все больше и больше становится ясным одно: живой организм не может просто так «изнашиваться» подобно неживому механизму, потому что обладает способностью самовосстановления. «Лошадь и телега не могут выходить из строя по одной причине».


Можно сказать, что в нем нет никаких клеток, тканей или органов, которые в принципе не могли бы восстанавливаться. Складывается впечатление, что по непонятной причине наш организм в какой-то момент просто «решает» уйти из жизни — стареет и умирает, не исчерпав и малой части своего потенциала. Существует довольно большое количество доказательств в пользу запрограммированного старения, и, хотя такая программа еще не найдена, наличие программы самоубийства, заложенной в организм, рождает у учёных вопрос: откуда эта программа взялась? Существует общепринятый набор процессов, известных как ключевые признаки старения – Hallmarks of Aging, которые коррелируют по времени с процессом старения, но причинно-следственная связь между ними не ясна.

Рассмотрим некоторые из этих признаков.


1.Исчерпание запаса стволовых клеток.

Стволовые клетки – это недифференцированные клетки, способные превращаться в органоспецифические клетки, таким образом восстанавливая поврежденные участки. С возрастом количество стволовых клеток непрерывно сокращается, а с их сокращением связана и возможность организма к регенерации.


2. Сокращение теломер – концевых участков хромосом.

Исследователи ДНК открыли, что внутри наших клеток есть своеобразные счетчики, отмеряющие время их жизни - теломеры. Это нечто вроде “защитных колпачков” на концах нитей ДНК. Могут ли они стать ключом к увеличению продолжительности жизни?


Что такое теломеры и теломераза


Доктор Элизабет Блэкберн, открывшая теломеразу, получила мировую славу и Нобелевскую премию. Она сравнила теломеры с пластиковыми наконечниками на концах шнурков, которые не дают им распутаться, но которые с течением времени изнашиваются.Теломераза - это фермент, синтезирующий и восстанавливающий теломеры, который может возвращать им “молодую” длину, т.е. этот фермент способен компенсировать износ теломер. Однако у людей теломераза активна только на эмбриональном этапе развития. У взрослых же этот фермент ограничивают стволовые и половые клетки, а также некоторые клетки крови.


По теории доктора Блэкберн, концевые участки ДНК могут удлиняться и, тем самым, тормозить старение организма. Исследователи предположили, что длина теломер связана с потенциальной продолжительностью жизни каждого человека и помогает определить возраст клетки. К 80 годам длина теломер с рождения сокращается вдвое. При этом их укорочение действительно коррелирует со скоростью старения.


Для того, чтобы ткани организма восстанавливались, клетки находятся в непрерывном процессе деления. И наша система репликации (процесс удвоения ДНК) во время каждого деления клетки не может должным образом завершить воспроизведение концов хромосом, и их “защитные колпачки” изнашиваются. Поэтому в течение жизни сокращение теломер только прогрессирует.


А когда они перестают защищать хромосому, она разрушается во время деления клеток. Затем клетки стареют и погибают в результате апоптоза. Это “клеточное самоубийство” запрограммировано в нашем организме, но с возрастом этот механизм становится менее эффективным, и некоторым постаревшим клеткам удается избежать гибели. И они накапливаются в тканях и органах, мешая их функционированию.


В поисках ключей к долгой молодости группа ученых предположила, что если активировать теломеразу, это удлинит теломеры и автоматически затормозит старение. В 2010-2011 годах были проведены соответствующие исследования - активация теломеразы у мышей действительно позволила сделать их теломеры длиннее. Однако этот эксперимент так и не дал ответов на важные вопросы. Согласно научным данным, теломераза очень активна в раковых клетках человека, которые почти «бессмертны». И есть вероятность, что воздействие на нее, а как следствие, на потенцию клетки к более длительному делению, может привести к опухолевому росту. На сегодняшний день эта тема требует дальнейшего изучения.


Среди следующих признаков можно выделить клеточное старение – особый процесс, связанный с сохранением в организме клеток, которые уже отработали свой срок. Это клетки «постпенсионного возраста», которые не выполняют своей функции, но не вычищаются из тканей, а остаются, занимая место, старя соседние клетки и ухудшая работу органов.


Они накапливаются, как мы уже только что отметили из-за нарушения апоптоза – процесса контролируемого уничтожения больных и отживших свое клеток. Поэтому одно из применяемых на сегодня направлений в области борьбы со старением – разработка препаратов-сенолитиков, влияющих на апоптоз и разрушающих постаревшие клетки.


Российские учёные во главе с покойным академиком Скулачёвым попытались найти вещество, которое способно остановить процесс старения, Они предположили, что самоубийство клетки и организма устроено примерно одинаково. Причем самоубийство медленное, речь идет о медленном угасании органов. Как оно протекает? Возможно также как и медленное самоубийство клеток. Они предположили, что яд, которым мы себя уничтожаем – это активная форма кислорода. Когда безобидный кислород начинает химически восстанавливаться, чтобы стать безобидной водой, то на первых порах он присоединяет только один электрон. И это приводит к образованию ядовитого полуфабриката — супероксида. Они решили сделать антиоксидант – фармакологическое средство, которое перехватывает ядовитые формы кислорода и их обезвреживает. Трудность в том, что организм давно научился использовать ядовитые формы кислорода для своих нужд. Если просто убрать яды из организма, без них мы умрем. Поэтому речь идет о том, чтобы ликвидировать избыток ядов. И делать это надо в определенном месте — в митохондриях (митохондрия – внутриклеточная органелла, имеет собственную ДНК и независима от клеточного деления, но клетка полностью зависима от наличия митохондрий как основных источников энергии для нее чтобы они оставались молодыми. Эти странное вещество, которого в природе нет, удалось синтезировать в 2005 году.


Учёные стали пробовать его как геропротектор. Сначала на мышах, потом попробовали на дрозофиле, потом на рачках, на грибах, на растениях. Во всех случаях происходит достоверное увеличение жизни. С младых ногтей кормили мышей и крыс этим веществом, смотрели, что с ними будет. У всех мышей и крыс, которых ученые кормили этим веществом, продлился период молодости. Вещества этого типа еще не появлялось в мировой фармацевтике, поэтому о противопоказаниях и других сопутствующих обстоятельствах пока судить трудно. Буквально ничего еще не известно.


Подобные идеи имеются и относительно других ключевых признаков старения; в некоторых случаях они уже применяются на практике, в других – прорабатываются в лабораториях. Например, нехватку стволовых клеток ученые пытаются восполнить, искусственно выращивая дополнительные. А для борьбы с дисфункцией митохондрий или сокращением теломер уже созданы сотни препаратов. Из самых последних достижений науки интересны ряд работ.


1.Показано, что небольшие внеклеточные везикулы молодых мышей (sEV) 50-150 нм, секретируемые всеми клетками и присутствующие в жидкостях организма и переносящие биомолекулы, такие как РНК, белки и липиды, от донорских к акцепторным клеткам, что делает их ключевыми сигнальными медиаторами между клетками, обращают вспять возрастные функциональные нарушения у пожилых особей за счет улучшения энергетического метаболизма митохондрий.


2. Любой многоклеточный организм начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. В течение первых циклов деления из нее возникают универсальные, или тотипотентные, клетки, которые затем дифференцируются. Сначала образуются плюрипотентные стволовые клетки, развитие которых может пойти по разным сценариям, а затем — разнообразные унипотентные соматические клетки, отвечающие за определенные функции. Из них уже формируются внутренние органы, сосуды, кожа и прочие ткани.


В основном дифференцировка заканчивается на внутриутробной стадии, но некоторое количество незрелых, не до конца дифференцированных стволовых клеток сохраняется на всю жизнь. Они вырабатываются в тканях костного мозга и при определенных условиях способны превратиться в клетки различных органов и тканей.




Соматические клетки взрослого человека после перепрограммирования приобретают свойства плюрипотентных стволовых клеток


Индуцированные (обращенные с помощью коктейля Яманаки) плюрипотентные клетки весьма перспективны в области регенеративной медицины. Размножаясь, они могут давать начало клеткам любого типа — нейронам, клеткам сердца, поджелудочной железы, печени и другим. Перед эмбриональными стволовыми клетками, которые получают из пуповинной крови и используют для лечения рака, диабета первого типа, ДЦП и еще десятков тяжелых заболеваний, у иПСК есть важное преимущество — индивидуальность. Если когда-то биологи научатся управлять их дифференцировкой, можно будет выращивать не только новые ткани, но и целые органы.


3. Британские ученые из Института Фрэнсиса Крика вместе с австралийскими коллегами из Сиднейского университета к своему удивлению обнаружили, новый механизм защиты теломер стволовых клетки и, соответственно, защиты хромосом.


4. Новое исследование израильских ученых показывает, что гипербарическая кислородная терапия может остановить старение клеток крови у здоровых пожилых людей и обратить этот процесс вспять. Результаты опубликованы в журнале Aging.


Исследователи из Тель-Авивского университета и Медицинского центра "Шамир" обнаружили, что известный метод лечения кислородом под высоким давлением в барокамере может обратить вспять два основных процесса, связанных со старением: укорочение теломер и накопление старых и неисправных клеток в организме.


5. Группа ученых из Гарвардской медицинской школы разработала шесть химических коктейлей, способных менее чем за неделю омолодить клетки человека без необходимости в генетической терапии, без вреда для их идентичности и без побочных эффектов в виде рака.


Авторы назвали свой подход с применением специальных химических коктейлей методом «эпигенетическое программирование здоровья старых клеток». Помимо описанных выше плюсов, у EPOCH есть еще одно важное преимущество: этот процесс не влияет на клеточную идентичность, то есть старая клетка кожи после процедуры не становится стволовой, а остается клеткой кожи, только несколько более молодой.


Но, всё больше и больше учёных считает, считает, что можно сделать так, чтобы программа старения вообще не запускалась. Люди должны погибать не от старости, а от других причин. Старение же начинается не сразу, а когда нажали на «пуск». Все программы в биологии – они генетические. Было поверие, что в нас записан ген старения. Сейчас понятно, что его нет. Это группа генов. Серьезные вещи в биологии делаются оркестром разных систем. Но у этого оркестра есть дирижер – генетическая программа старения. Но если программа генетическая, это вовсе не значит, что бороться с ней нужно методами генной инженерии. Приказ на начало старения возможно удастся отменить, запретив его подобранными препаратами.


Цель - жить гораздо дольше. Мы будем выглядеть молодо, если остановим программу вовремя. Некоторые системы нашего организма начинают стареть с 14 лет. Если заранее остановить программу старения, то и внешние признаки его не проявятся. То есть люди будут выглядеть на 25-30 лет, когда внешние признаки еще не видны. Сегодня до 60 лет люди умирают от причин, не зависящих от возраста. Это не самоубийство при помощи программы старения. А вот дальше начинается работа программы старения. Однако ни одно отдельное вмешательство не может стать полноценной терапией, а понять, как все эти процессы регулировать в комплексе, очень трудно. Можно убить сенесцентные клетки, но при этом их нужно заменить молодыми, а значит, требуются стволовые клетки. Чтобы стволовые клетки поделились, созрели и мигрировали в нужную нишу, необходимы четко отрегулированные межклеточные коммуникации, здоровый и некальцифицированный межклеточный матрикс и т.д. Координация всех этих элементов в едином процессе омоложения – вот самая сложная задача. И биология на сегодняшний день знает только один способ сохранения и наследственной передачи биологических свойств —генетический. Если удастся найти и расшифровать гипотетическую программу старения, то блокирование этой программы будет гораздо более удобным и легким способом победы над старением, чем бесконечное исправление постоянно возникающих в стареющем организме «поломок». Некоторые из ныне живущих людей вероятно уже застанут технологии, существенно продлевающие жизнь. Теоретически появление ряда ключевых признаков старения можно не только замедлить, но и обратить вспять, возвращая организм к оптимальному возрасту – скажем, 25–30 лет. То есть привести тело не столько к норме, соответствующей хронологическому возрасту, сколько к состоянию максимальной продуктивности. В этом заключается основная концепция медицины долголетия – нового направления трансляционной медицины. Цель состоит в том, чтобы прожить как можно дольше в физическом состоянии, близком к идеальному. Это будет уже не просто продление жизни, а продление, или возврат молодости. И речь не только о биологических аспектах, но и о психологических, которые старение, безусловно, тоже затрагивает.Смерть неизбежна, но обязательной связи между ней и старением нет. А значит, в принципе могли бы быть нестареющие организмы, и их уже нашли. В некоторых видах работает программа, которая их убивает быстро, в определенный момент.И тут невозможно не поговорить об уникальных существах – голых землекопах.Голые землекопы эусоциальны — социальная структура их колоний похожа на структуру колоний общественных насекомых. Все особи в колонии состоят в родстве; отселяются редко. Во главе колонии находится единственная самка-производительница (матка, или королева), которая спаривается только с 2—3 фертильными самцами. Все остальные землекопы, как самки, так и самцы, являются рабочими особями. Физиологически они способны к размножению, однако не участвуют в нём, пока находятся в колонии (как правило, всю жизнь). Как и у многих общественных насекомых, если удалить из колонии матку, несколько рабочих самок вступают в яростную борьбу за место королевы. Когда самка становится королевой, она заметно увеличивается в размерах; у взрослых особей это происходит за счёт увеличения расстояния между позвонками. Функции, выполняемые рабочими, зависят от их размеров. Мелкие особи поддерживают систему туннелей, помогают заботиться о детёнышах и разыскивают пищу. Самые крупные стерильные особи являются «солдатами», видимо, защищающими колонию от главных врагов землекопов — змей. Большую часть года, помимо сезона дождей, на их долю приходится всего 5 % общей работы (при 25—40 % численности внутри колонии). После сезона дождей они активно расширяют сеть туннелей и частично расселяются, основывая новые колонии. Поведение рабочих средних размеров носит промежуточный характер. «Касты» у голых землекопов с возрастом переходят одна в другую, и между ними нет чёткого разграничения, наблюдаемого, например, у муравьёв. Самка занимается исключительно деторождением, за годы жизни производя сотни детёнышей (в одном случае за 12 лет было задокументировано около 900 детёнышей).


Продолжительность жизни голых землекопов беспрецедентна для мелких грызунов: в неволе они доживали до 28 лет, (и даже до 40 лет). Механизмы, поддерживающие такую высокую продолжительность жизни, включают активность теломеразы, высокий уровень систем репарации ДНК, но точно неизвестны. Голые землекопы крайне редко подвержены образованию раковых опухолей благодаря двойному защитному механизму, контролирующему рост клеток. Возможно, именно это является одной из главных причин столь рекордной для грызунов продолжительности жизни. Голый землекоп является привлекательным объектом для изучения механизмов старения живого организма. Самое интересное заключается в том, что У ГОЛЫХ ЗЕМЛЕКОПОВ КРИВАЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЕРОЯТНОСТИ СМЕРТИ ОТ ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМОЙ! Есть ещё другие интереснейшие живые организмы в плане изучения старения. Альбатрос доживает до 60 лет, но становится только сильнее. Альбатросы гнездятся на островах в Индийском океане. Оттуда они летают в сторону Антарктиды, где больше рыбы. Ученые поставили опыт, установив на альбатросов датчики. Оказалось, что только самые старые долетают до Антарктиды, потому что они — самые сильные. Однажды альбатрос умирает. Никто не знает, почему он умер. Но точно не потому, что износился. Природа так запрограммировала. Это редкий случай, но яркий. В этой же связи можно вспомнить, например, китов – животных, которые, по-видимому, также не знают старости в привычном для нас смысле слова. Киты интересуют геронтологов потому, что даже у самых старых китов при их исследовании не наблюдается признаков старения. То есть киты, как и некоторые другие животные (такие как, например, землекопы) не дряхлеют. До сих пор нет точного ответа, отчего киты умирают. Интересно, что китовый возраст можно определить по содержанию белка в хрусталике глаза. Его помутнение — единственный индикатор старения китов. Но киты доживают до 200 лет и работать с ними в лаборатории вряд ли возможно.



Надежды человечества на вечную жизнь, связанные именно с фактом телесного, земного существования, находили и находят свое воплощение в концепции трансгуманизма. Трансгуманизм — международное движение, продвигающее доводы о том, что научно-технический прогресс поможет достичь фундаментальных изменений в человеке: улучшить его умственные и физические возможности, избежать старения, и в конце концов стать бессмертным. Сейчас трансгуманизм воспринимают как философское и научное движение. Оно направлено на то, чтобы выйти за рамки биологической эволюции человека. Простыми словами, трансгуманизм предполагает совершенствование тела и разума человека с помощью технологий.


Трансгуманизм включает в себя несколько идей, но все они объединены задачей остановить старение и победить смерть, а также усовершенствовать все области человеческой жизни.


Также трансгуманизм ставит на первое место искусственный интеллект. Предполагается, что генная инженерия, молекулярная нанотехнология, разработка протезов и вживление интерфейса в компьютерный мозг поможет создать сверхчеловека, отличающегося от обычного человека.


Цели трансгуманизма


Снизить смертность, увеличить продолжительность жизни, достичь бессмертия. То есть человек должен быть не просто здоровым, а улучшенным, а после бессмертным.

Эктогенез — зачатие и выращивание ребенка в искусственной матке, от зачатия до рождения, за которым будет наблюдать компьютер и выполнять такие естественные функции, как кормление плода, удаление отходов и даже сердцебиение матери.


Редактирование генома, чтобы исключить наличие генетических заболеваний и создать идеального ребенка.

Перенесение интеллекта в другой носитель, флешку — это поможет добиться цифрового бессмертия.


Внедрение различных чипов в мозг и тело человека


Революцию на общественном уровне, поднимающую вопросы обязательности или добровольности улучшения человека, споры об эвтаназии, определение этических и научных границ редактирования генома и т.д.

Крионика — это охлаждение людей и животных, чтобы они могли проснуться через много лет и увидеть будущее, а также вылечить заболевание, лечения которых не существует в настоящее время.


Сейчас крионику можно назвать фантастикой, потому что замороженного человека оживить не получится. Приверженцы крионики считают идеальным крионировать человека сразу после смерти, в надежде, что в будущем технологии будут настолько развиты, что его смогут оживить.


В развитие трансгуманизма заинтересовано множество частных компаний по всему миру. Например, Илон Маск разработал устройство, которое можно вживлять в мозг человека. Цель компании — помочь парализованным людям пользоваться электронными устройствами. Кроме этого, устройство будет контролировать гормоны и справляться с тревожностью. Но более удивительно то, что музыка будет передаваться прямо в мозг, а общаться можно будет телепатически.


Разработки, которые относятся к трансгуманизму уже есть в нашем мире и мы активно ими пользуемся:

трансгуманизм, это не только роботы, но и контроль и модификация внутренних процессов, например, ноотропные препараты; протезы, имплантаты, экзоскелеты, бионические протезы; клонирование животных и растений.


Создание искусственной матки


Богословское осмысление надежды на вечную жизнь и его влияние на научные исследования.

Технологии, обеспечивающие увеличение продолжительности жизни при сохранении ее качества за счет приостановления процесса старения, основанные на современных достижениях генетики, биологии, медицины, фармакологии, на сегодняшний день рассматриваются уже не как вероятностное, а вполне реальное будущее. Уже в наши дни для борьбы с целом рядом заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, и необратимыми изменениями, вызванными ими в организме человека, например, болезнью Альцгеймера, достаточно успешно применяются генные технологии и регенеративные лекарства, разработанные на основе стволовых клеток. Активно развивается иммортализм. Одна из основных идей иммортализма состоит в том, что смерть не является биологической необходимостью. Каждая живая клетка и весь в организм в целом содержат необходимые для восстановления и обновления компоненты, чтобы поддерживать и неограниченно долго продлевать свою жизнеспособность. Поэтому, с точки зрения иммортализма вечная жизнь не является невозможной с биологической точки зрения, особенно при помощи достижений фармакологии и использования манипуляций со стволовыми клетками. Пока еще в мире по большей части это рассматривается как противоестественные меры, нарушающие существующие моральные нормы. С христианской точки зрения ответ очевиден: смерть вошла в мир после того, как человек допустил зло и совершил его. То есть смертность – результат грехопадения человека, и соответственно, первые люди, Адам и Ева, были потенциально бессмертными. Потенциальное бессмертие человека было не случайно, его свойство имело космическое обозначение в грядущем. «Спасение в христианстве есть избавление человека от последствий грехопадения, результатом которого было искажение человеческой природы на физическом уровне. Люди стали испытывать боль, подвергаться страданию, бессилию, старению, смерти. Отвергнув Бога, люди сами поставили зависимость от внешнего, искаженного и грехом мира». Для современного человека, воспитанного в условиях, когда научно-технический прогресс сделал доступным многое из того, что ранее казалось фантастичным, старение и смерть начинают восприниматься как насильственное ограничение органически присущего личности права на жизнь, ошибка природы, которая требует определенной коррекции. Существует аспект применения биомедицинских технологий, связанный с рекомбинацией наследственного материала в эмбриональных клетках. Не рассматривая подробно техническую сторону данного процесса, необходимо четко обозначить, что православный взгляд всегда исходил из статуса эмбриона как полноценного человеческого существа. Именно из признания данного тезиса следуют все оценки соответствующих биомедицинских технологий, вне зависимости от области их применения. Очевидны и духовные риски, которые несет неосторожная разработка биомедицинских технологий продления жизни вне их публичной адекватной оценки. Основные духовные риски связаны с утратой человечеством представления о себе как об уникальном Божественном творении. Последствия падения выразились в том, что люди стали рождаться уже с поврежденной волей, более склонны к злу, чем добро. Смерть стала космической болезнью, и, пытаясь преодолеть лишь физические последствия первородного нарушения своей природы, человечество может добиться более губительных результатов на духовном уровне. Если исчезнет проблема физического бессмертия, душевное повреждение может многократно возрасти. Если это будет все без Бога, отсутствия физического ограничения человеческого существования и сохранения греховных страстей, последние могут быть возведены в результате в абсолют, что приведет к аду на земле. Еще один аспект, на который обращает внимание богословие, заключается в том, каким образом в мире, где победит идеология трансгуманизма и иммортализма, будет складываться судьба тех, кто не захочет подобного бессмертия. Как будут взаимодействовать две различающиеся по своим базовым ценностям группы людей, не станет ли отношение к бессмертию и способам, которым оно может быть получено, причиной нового геноцида, по отношению к тем, кто не разделяет идеи иммортализма? Сторонникам трансгуманизма человеческое тело представляется объектом, над которым можно проводить эксперименты, который можно бесконечно улучшать и трансформировать. Точку зрения христианина представим словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 19−20). Следовательно, с богословской точки зрения физическое тело человека таково, каким его изначально сотворил Бог, таковым было и физическое тело Спасителя, что является еще одним подтверждением того, что именно человек является венцом творения. Смертность – наказание человека за нарушение заповедей, но одновременно, как сказано в Первом послании апостола Павла к 67 Коринфянам, она есть и «последний враг» (1Кор. 15, 26). Идея о получении человечеством возможности вечной жизни в своем земном существовании не вызывает отторжения у большинства людей, наравне с тем, как современная медицина дает возможность избавиться от боли и страдания, а в будущем от болезней и старения. Вот только, не сопровождаясь духовным совершенствованием, эта идея может привести человечество к нравственной гибели. Если человек, приобретя физическое совершенство, останется нравственно порочным, то вряд ли это приведет к процветанию общества, как можно убедится на примере допотопного человечества. Церковь не выступает в качестве противника развития новых технологий в области медицины, генетики, позволяющих продлить жизнь человека, преодолеть наступление возрастного угасания, приветствует развитие прогресса, позволяющего облегчить уход за больными. Сами по себе технологии не могут расцениваться как зло, они являются лишь инструментом. Но когда человек начинает пользоваться этим инструментом, совершенствуя свое тело и забыв о Боге, он не сможет обрести подлинного счастья. Христианская этика не стоит на позициях непримиримого противостояния достижениям медицины, а напротив, помогает создать объективные прогнозы относительно того, к чему может привести существенное увеличение продолжительности человеческой жизни в нравственном отношении. Оценка перспектив долголетия может быть дана на основе Священного Предания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «земная жизнь… дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение», а также, если следовать Евангельскому закону и совокупному мнению святых отцов, и на спасение своих ближних. В то же время отмечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства». Таким образом, можно сделать вывод, что христианская оценка человеческой жизни исходит из ее содержания и модальности: иными словами, нет ничего плохого в самом факте длительной жизни (как и в факте жизни краткой), если она наполнена не грехом, а доброделанием.