Приветственное слово председателя Синодальной комиссии по биоэтике епископа Петергофского Силуана участникам конференции «Православная биоэтика: оценивая риски, продумывая христианский ответ»

XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

25 января 2024 года

Открывая нашу очередную конференцию, посвященную осмыслению вызовов и рисков, связанных с развитием биомедицины, поиску христианских решений проблем биоэтики, обращаю ваше внимание на актуальность и обоснованность термина «православная биоэтика». В самом деле, не приходится говорить о православной физике, химии или биологии. Но в сфере нравственных оценок и духовного анализа технологического прогресса мы вправе делать опору на православное видение достижений естественных наук и их внедрения в биомедицинскую практику, тем самым подчеркивая приоритет православной традиции в поиске христианских ответов по вопросам биоэтики.


Мы уже не раз отмечали, что биоэтика возникла в свое время как дисциплина внеконфессиональная, опирающаяся в своих этических суждениях на корпус гуманитарных знаний. Однако интенсивность прогресса биотехнологий столь высока, что затрагивает самые глубинные аспекты природы человека, исчерпывающая интерпретация которых, на наш взгляд, может быть дана только в богословском контексте. В этой связи, мы говорим о православной биоэтике, что подразумевает, во-первых, религиозность рецепции биоэтической проблематики и, во-вторых, опору на личный духовный опыт святых отцов Православной Церкви. Духовное наследие преподобных отцов и святителей Церкви дает нам пути построения верной антропологии, пути подлинного понимания и созерцания образа Божия в человеке. Заметим, что игнорирование вопроса об образе Божием в человеке или его неправильное толкование может вести к цивилизационной катастрофе, когда научные приобретения обернутся невосполнимыми нравственными потерями и в итоге расчеловечиванием социума. Возможно, в наибольшей мере это касается технологий генетического редактирования и нейротехнологий, например, так называемых нейроинтерфейсов, которые могут представлять опасность радикальной трансформации и тела и внутреннего мира человека.


На Рождественских чтениях, в рамках которых проходит наша конференция, представляется важным еще раз подчеркнуть, что Спаситель Мира, воплощаясь, освящает человеческую природу, выделяет ее из всего тварного мира, возносит ее к престолу Божию, подтверждает ее богоданную ценность. В текущее время Рождество Христово мы должны воспринимать, в том числе, как задачу сохранения и неприкосновенности человеческой природы, задачу недопустимости модификации плоти и духа рода человеческого под влиянием идей так называемой сверхэволюции или трансгуманизма. Отметим, что в 2016 году был инициирован проект синтетического генома человека. Проект рассчитан на десять лет. Вне зависимости от успешности или неуспешности его завершения, своим фактом он иллюстрирует наличие действующих футуристических замыслов редакции человеческой природы. Нам нельзя об этом забывать. Мы призваны противостоять этим тенденциям.


Мы ни в коем случае не выступаем противниками научно-технического прогресса, но выражаем обеспокоенность теми новыми соблазнами, которые этот прогресс предоставляет. Хрупкое духовное состояние современного общества может не преодолеть эти соблазны, увлечься ложной картиной новых жизненных перспектив на основе неограниченного прогресса технологий. Впрочем, Евангелие говорит нам о другой перспективе. Господь, отвечая на вопрос Своих учеников о признаках последних времен, в частности, приводит такие слова: «Все же это начало болезней» (Мф. 24: 8). Эти слова могут быть восприняты не только как метафора. Тогда возникает вопрос: почему развитие биомедицины не только не устранит болезни, но, возможно, создаст прецедент новых заболеваний? С сожалением отметим, что уже сегодня методы молекулярной биологии, вольно или не вольно, позволяют создавать новые патогенные агенты невиданной ранее силы. Не исключено, что эти факторы могут стать причиной «моров», упомянутых Господом (Мф. 24:7). Таким образом, биомедицинские новации требуют пристального внимания, контроля и уточнения области и цели своего применения, что предполагает их широкое обсуждение и, конечно, духовно-нравственный анализ. Основанием такого анализа должны быть Евангельские Заповеди и традиционные ценности.


В своем ежегодном Рождественском интервью Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул важность опоры на традиционные ценности. Святейший Владыка отметил, что традиционные ценности — это вечные ценности, заложенные Богом в природу человека. Реализация этих ценностей обогащает человека, что в итоге может дать ему счастье. В интервью были отмечены положительные тенденции, наметившиеся в нашем обществе: за прошедшее время ряд традиционных ценностей стал частью института права. Но важно чтобы традиция не воспринималась обществом как архаика, удел прошлого, а была бы составляющей нравственного фундамента жизни, направленной в будущее.


Говоря о проблемах биоэтики можно с уверенностью сказать, что технологические новации не должны требовать пересмотра традиционных ценностей. Более того, безопасное развитие биомедицины возможно при устойчивой сохранности нравственных идеалов. Например, техническая возможность вспомогательных репродуктивных технологий и гендерной коррекции не может быть основанием модификации института семьи, союза любящих друг друга мужчины и женщины. Такая модификация, по сути, означает уничтожение семьи. Но еще раз отметим: Христос рождается в семье. Следовательно, семья неприкосновенна, и должны существовать запреты на разрушительные преобразования союза мужчины и женщины, запреты на формирование таких традиций, как например принцип свободного выбора пола у подростков, внедряемый в некоторых западных странах. Хотя гендерная коррекция, конечно, возможна при нарушениях полового развития.


Итак, мир стремительно меняется, биоэтические проблемы становятся все острее. Но в изменчивом мире забота Церкви остается прежней: духовное здравие и спасение людей. Именно поэтому Церковь активно включилась в осмысление проблем биоэтики, в разработку ответов на новейшие вызовы, связанные с развитием биомедицинских технологий. Еще раз отметим, что на современном этапе развития медицины, применение тех или иных средств здравоохранения часто сопряжено именно с нравственными коллизиями. И церковное сообщество видит свою задачу не в оправдании сколь угодно эффективных биомедицинских новаций, а в установке ориентиров того, как применение этих новаций может проявится в ответе «на страшнем судище Христове».


В 2021 году по решению Священного Синода начала свою работу Синодальная Комиссия по биоэтике. В работе комиссии приняли участие люди высокой степени компетенции в области естественных наук, биомедицины и богословия. Основная задача деятельности комиссии заключается в изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов. За прошедшее время членами комиссии был рассмотрен круг острых вопросов связанных с внедрением вспомогательных репродуктивных технологий, с перспективами развития технологий редактирования генома, технологий искусственного интеллекта и другие вопросы. Члены комиссии принимают участие в тематических конференциях, круглых столах, открытых дискуссиях по наиболее острым вопросам биоэтической проблематики. Отметим, что за последнее время все чаще поднимаются вопросы по этике искусственного интеллекта или так называемой робоэтике, а также нейроэтике. Вполне ожидаемо, что актуальность этой проблематики будет расти.


В конце прошедшего года на последнем пленарном заседании членами комиссии рассматривались вопросы, связанные с вакцинацией и эвтаназией, вопросы о некоторых формах неклассической терапии, вопрос о причастии Святыми Тайнами христиан, страдающих целиакией.


В частности, по тематике вакцинации церковное сообщество обеспокоено тем, что при разработке вакцин применяется клеточная линия hek 293. Напомним, что это культура клеток, то есть культивированные или выращенные клетки, исходно выведенные из эмбриональных клеток почек человека абортивного материала. Даная культура клеток была получена в 70-х годах прошлого столетия и в настоящее время широко используется в клеточной биологии в том числе при разработке различных лекарственных препаратов и вакцин. Вне всякого сомнения, что церковное сообщество не может одобрить методики, основанные на использовании абортивного материала, как методики в определенном смысле богоборческие. Однако комиссия по биоэтике не считает возможным запретить вакцинацию на основании использования данной клеточной линии, но считает своим долгом настоятельно рекомендовать соответствующим медико-научным учреждениям использование альтернативных клеточных технологий (уточним – не богоборческих), возможность которых в настоящее время существует.


Также на заседании Биоэтической комиссии темой обсуждения стал вопрос о некоторых формах неклассической терапии, получившим ныне распространение. В частности, рассматривался вопрос об использовании так называемой биорезонансной терапии. Состоялась дискуссия относительно того, следует ли Биоэтической комиссии выносить суждения по тем методикам лечения, которые не получили официального одобрения медицинских властей, но имеют немало сторонников. Было принято решение о более детальном изучении проблематики с тем, чтобы сформулировать, в первую очередь, рекомендации для пастырей нашей Церкви. Однако в целом члены комиссии сошлись во мнении, что имеет смысл придерживаться методов доказательной медицины, как наиболее защищенных от различного рода спекуляций.


Относительно проблемы эвтаназии члены Биоэтической комиссии подчеркивают актуальность документа Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, его соответствующего раздела по биоэтике. Однако, учитывая нарастающее многообразие подходов к определению эвтаназии, сложные вопросы священнической практики, связанные с искусственным поддержанием жизни и ряд других вопросов, члены комиссии считают возможным разработку уточняющих документов по данной проблеме.


При рассмотрении вопроса о причастии Святыми Тайнами христиан, страдающих целиакией (непереносимостью злаковых белков), Биоэтическая комиссия не считает возможным отказ от Церковных Таинств на основании диагноза, но продолжит изучение этой темы с привлечением специалистов-медиков. Не исключено, что возможны такие формы причастия, например, количество и специфичность злаков, используемых для Святых Таин, которые будут приемлемы для христиан с данным диагнозом. Тем более, что церковный опыт такой практики, включая священническое служение, существует.


Кроме перечисленных вопросов комиссия обращает внимание на юридический аспект биоэтической проблематики и наблюдает за изменениями в российском законодательстве, затрагивающем биоэтическую сферу. Эта деятельность комиссии является одной из наиболее важных, но одновременно и наиболее сложных.

В целом за прошедшие два года деятельность комиссии следует признать удовлетворяющей запросам православных христиан по проблемам биоэтики.


В заключении хочу еще раз приветствовать участников конференции по православной биоэтике. Пожелать плодотворной работы, успешного приложения ваших глубоких знаний и интересов на относительно новой, но крайне значимой ниве забот о спасении православных христиан!