Приветственное слово председателя Синодальной комиссии по биоэтике епископа Петергофского Силуана участникам конференции «Православная

биоэтика: от постановки проблем к поиску решений»

XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

26 января 2023 года

Особенность текущего момента заключается в том, что проблемы биоэтики стали частью глобальных вызовов. О некоторых из этих проблем биоэтика говорит уже давно, но вместе с ними появляются и такие «новации», которые воспринимаются как фантастические, например, проект переноса разума на другие носители, однако эти и подобные им инициативы стремятся быть реализованными. В октябре 2022 года в Москве проходил XXIV Всемирный Русский Народный Собор, на котором Святейший Патриарх Кирилл среди прочих современных вызовов указал на биоэтические проблемы. В частности, Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на нравственные коллизии, связанные с попытками легализации однополых браков, легализации эвтаназии, манипуляции личным и массовым сознанием, развитием систем тотального контроля человека, проблемы, вызванные экспериментами с генетическим материалом и другие. Многие из этих тем, являясь проблемами биоэтики, а в ряде случаев и правовыми, в тоже время представляют собой авангард трансгуманистических идей и, следовательно, являются не стихийно складывающимися обстоятельствами, а сознательным выбором и целью определённого круга лиц.


Святейший Патриарх Кирилл отметил опасность трансгуманизма – идеологии радикального изменения человеческой природы. В пределе эта идеология предполагает технологическое бессмертие. Не обсуждая сейчас вопросы подлинности такого бессмертия, заметим, что это бессмертие предполагается не для всех. Следовательно, на пути к этой цели возникает необходимость кардинальной трансформации уклада жизни и структуры общества, неотъемлемой стороной которой должен будет стать тотальный контроль. Имеется ввиду не просто регуляция отдельных аспектов личной и общественной жизни (эти функции реализует государство), а Контроль с большой буквы. Контроль, возведенный в статус онтологического первопринципа.


Редактирование генома, искусственное вынашивание и роды – это контроль на стадии проектирования и рождения человека. Эвтаназия – это контролируемый уход из жизни. Контроль мировоззрения и поведения, контроль мыслей, желаний, впечатлений и намерений. Устранение всякой девиации и непредсказуемой свободы, полный детерминизм – это и есть одна из главных целей предлагаемых инициатив от трансгуманизма, реализуемых через тотальную цифровизацию, построение глобальной сети сбора «больших данных», биобанкинга, всеобщей биометрической системы и нейроинтерфейсов.


Препятствием на этом пути является феномен сознания человека, в глубинной основе которого есть момент онтологической свободы и непредсказуемости. С сознанием, однако, ведется «эффективная» работа на всех уровнях информационного и идеологического воздействия: социальных сетей, интернет-технологий, СМИ, или с позиций так называемой нейрофилософии и нейробиологии объявляющими сознание несуществующим, иллюзорным эпифеноменом, тождественным деятельности мозга.


Светская биоэтика часто не способна дать критическую оценку возникающим коллизиям и вынуждена просто оправдывать трансформацию действительности в ущерб нравственности и совести. Возможно, это утверждение весьма резкое. Но в действительности светская биоэтика не обладает единой моделью нравственных решений нарастающих биомедицинских проблем. Например, нет единого мнения о статусе эмбриона, единого мнения об абортах, эвтаназии и трансгендерах, мнения о биобанкинге и т.д. Кстати, в рамках той же биомедицины ставится вопрос о нейрофизиологическом обоснование этики, религиозности, веры и вообще редукции внутреннего мира человека к физиологическим процессам. Таким образом, светская биоэтика рискует стать разделом нейрофизиологии. Для кого она тогда будет авторитетом, о каком достоинстве человека она тогда сможет сказать?

Продвижению идей направленной трансформации человеческой природы способствует соответствующее изменение законодательства. В настоящее время в ряде стран пересматриваются и корректируются законы защищающие базовые представления о правах и достоинстве человека. Например, на сегодняшний день приняты законы, разрешающие эвтаназию в Бельгии, Канаде, Колумбии, Люксембурге, Нидерландах, Новой Зеландии, Испании и Австралии. В 2008 году правительство Австралии выдало лицензию, разрешающую ученым создавать клонированные эмбрионы человека. В апреле 2022 года Администрация президента Байдена опубликовала серию документов в поддержку проведения операций по смене пола. В декабре 2022 года президент США подписал закон о признании однополых браков. Это лишь немногие и, конечно, отрицательные примеры законотворчества, касающегося проблем биоэтики. Однако мы можем сделать вывод, что сдерживание трансгуманистических тенденций так же возможно путем принятия соответствующих законов.


В Российской Федерации есть прецедент законотворческих инициатив регулирования проблем биоэтики. В 1997 году в Государственную Думу РФ был внесен законопроект Федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения». В частности целью законопроекта являлось установление правовых основ биоэтики в области охраны здоровья как общественного блага и условия выживания общества, в том числе при осуществлении медицинской деятельности, включая выбор метода лечения, применение научных знаний на практике, отношения между медицинскими работниками и пациентом, обеспечение его безопасности и интересов, иные вопросы, связанные с вмешательством в сферу физического и психического здоровья человека. Отметим, что в качестве дефиниции понятия «Биоэтика» законопроект предлагал понимать свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством. Однако инициатива депутатов встретила жесткую критику не только со стороны парламентариев, но и со стороны профессионального сообщества юристов. Ключевая проблема виделась в том, что данные отношения не являются предметом правового регулирования, так как этика – это вопрос не правовой.


Однако в связи с развитием науки, общества и государства, международными тенденциями в области биоэтики к настоящему времени ситуация все же изменилась в сторону направления биоэтики в рамки правового поля. Конечно, на данный момент не идет речи о принятии отдельного нормативно-правового акта на уровне Федерального закона. Однако, во исполнение Приказа Минздрава России от 24.11.2020 г. № 1248 создан Координационный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по вопросам биоэтики. Совет является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях выработки предложений по совершенствованию законодательства, организации и реализации мероприятий, связанных с вопросами биоэтики при применении достижений биомедицинской науки в системе здравоохранения РФ. Целью деятельности Координационного совета является обеспечение участия представителей заинтересованных органов государственной власти и организаций в формировании подходов и принятии решений по этическим вопросам, связанным с соблюдением прав человека, при применении достижений биомедицинской науки в системе здравоохранения, за исключением вопросов, относящихся к компетенции специальных органов. Основными задачами Координационного совета являются:

• анализ и обсуждение сложившейся практики правового регулирования этических вопросов в области биомедицинских научных исследований и в сфере охраны здоровья;

• мониторинг и анализ новых тенденций развития этических вопросов в области биомедицинских научных исследований и опыта внедрения лучших практик в сфере охраны здоровья;

• анализ и обсуждение научных и практических подходов к регулированию этических вопросов в области биомедицинских научных исследований и в сфере охраны здоровья с целью возможности их применения при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов;

• подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов в целях формирования государственной политики и совершенствования законодательства, регулирующего этические вопросы в области биомедицинских научных исследований и в сфере охраны здоровья.


Если все же говорить о принятых законах РФ, которые так или иначе затрагивают биоэтическую проблематику, то прежде всего следует сослаться на статьи Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых регулируются вопросы экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, искусственного прерывания беременности, эвтаназии. Следует отметить, что что по перечисленным вопросам, кроме эвтаназии, решения, закрепленные в данном законе, не совпадают с мнением Русской Православной Церкви, утвержденном в документе «Основы социальной концепции» от 2000 года. Однако в августе 2022 года в Госдуме анонсировали проект закона о запрете абортов по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Законопроект будет предполагать вывод абортов из системы ОМС по немедицинским показаниям. С аналогичным предложением ранее выступал и Святейший Патриарх Кирилл во время выступления в Совете Федерации.


29 декабря 2022 года в России принят закон о единой биометрической системе. В системе запрещается хранить геномную информацию, сведения о лицах, находящихся под государственной охраной, и осуществлять трансграничную передачу данных. По настоянию Русской Православной Церкви в законе было указано, что отказ гражданина от прохождения биометрической идентификации не должен быть основанием в отказе от предоставления услуг.


Сегодня мы можем обоснованно предположить, что нравственные коллизии, связанные с прогрессом биомедицинских технологий, будут только нарастать, что может найти свое выражение в определенного рода законотворческих противостояниях. Но противоречия эти вызваны не прогрессом как таковым, а восприятием нравственных норм и заповедей Божиих как досадных препятствий на пути расширяющихся возможностей удовлетворения человеческих страстей.


Однако можно привести положительный пример законодательных инициатив, имеющих отношение к биоэтике. В 2020 году в Конституцию России включена норма о защите «института брака как союза мужчины и женщины», что исключает законное создание однополых семей. Безусловно эта поправка к Основному Закону Российской Федерации защищает наши традиционные ценности и, конечно, не отменяет технологический прогресс.

В заключении отметим, что одна из наших с вами задач заключается в утверждении и сохранении Божественных заповедей о достоинстве человека. Вочеловечение Сына Божия накладывает запрет на переделывании человека. Технологический прогресс не может и не должен входить в противоречия с понятиями об образе и подобии Божии в человеке. От наших с вами духовных и интеллектуальных усилий, в частности, будет зависеть эффективность деятельности тех, кто сможет законодательно предотвратить искажение человеческой природы.