13.04.2022 исполняется год со дня принятия решения Священным Синодом Русской Православной Церкви о создании Синодальной комиссии по биоэтике




Предлагаем Вашему вниманию статью "История биоэтической миссии Русской Православной Церкви" профессора кафедры биоэтики Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, члена Синодальной комиссии по биоэтике , доктора философских наук И. В. Силуяновой

История биоэтической миссии Русской Православной Церкви




Ровно год назад, 13 апреля 2021 года, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Синодальной комиссии по биоэтике с целью изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов. Председателем комиссии был назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан (Никитин).[1] Означает ли это, что этические проблемы применения новых биомедицинских технологий только в 2021 году были оценены как значимые для Церкви и общества? Говорит ли это о том, что только год назад биотехнологии, вторгаясь в жизнь современного человека от рождения до смерти, попали в поле внимания Русской Православной Церкви? Ведь известно, что разработка и применение новых биомедицинских технологий — искусственного оплодотворения, трансплантации органов и тканей, реанимационных методик, генной терапии и инженерии, клонирования организмов, — уже с 90-х годов XX века приняли невиданные ранее темпы развития, последовательно умножая средства медико-биологического управления человеческой жизнью. Непосредственной реакцией на эти процессы уже в конце XX века стало формирование в западной науке специальной отрасли знания – биоэтики как формы морального осмысления происходящих технологических процессов в биомедицине и поиска социальных регуляторов их применения.

Православная общественность в России не могла не реагировать на это новое положение дел в медицинской науке и практике, особенно на отсутствие морально-нравственных критериев исследований, ведущихся в отечественной биомедицине. Понимание сакральности человеческой жизни — создание человека “по образу и подобию Божию” — приводило к признанию, что техническое манипулирование жизнью и смертью человека в нравственном отношении неприемлемо и несет угрозу общественному благополучию. Именно поэтому в январе 1998 года на медицинской секции VI Международных Рождественских образовательных чтений было принято решение о создании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС). В июле 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил работу Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии и утвердил его состав, в который входили священники-врачи, представители православных медицинских организаций, медики, эксперты по отдельным областям. Сопредседателями Совета были утверждены: епископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, кандидат медицинских наук ( ныне митрополит Петрозаводский и Карельский Константин), протоиерей Дмитрий Смирнов и А. В. Недоступ, профессор, доктор медицинских наук. Членами первого состава Совета были академики РАМН В.И.Иванов, В.А.Таболин, В. И. Чиссов, Н.А.Мухин; профессора д.м.н. Ф.В.Кондратьев, д.ф.н. И.В.Силуянова (зам. сопредседателей Совета), священнослужители и медики иеромонах Анатолий (Берестов), архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Алексей Бабурин, игумен Мелхиседек (Артюхин), руководитель Центра “Жизнь” иерей Максим Обухов.

В течение времени статус и должности участников менялись, люди переходили на другую работу, болели, умирали. Менялся и состав Совета. К работе Совета непосредственное отношение имели -

Ю. П. Алтухов (1936-2006) - академик РАН, д.б.н., профессор, Директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН;

Н. А. Жаркин - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета, Президент Волгоградской областной ассоциации врачей акушеров-гинекологов;

архимандрит Филипп (Филиппов) – настоятель Свято-Казанского храма г. Сыктывкар, руководитель Общества православных врачей Сыктывкарской и Воркутинской епархии, доктор богословия, врач;


протоиерей Сергий Филимонов – настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» г. Санкт-Петербург, Председатель Санкт-Петербургского общества православных врачей, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, д.м.н., кандидат богословия;


протоиерей Игорь Аксёнов - настоятель Свято-Ильинского храма г. Выборга, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Русской христианской гуманитарной академии;

протоиерей Фёдор Лукьянов - настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма Святителя Митрофана Воронежского в городе Москве, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;


протоиерей Владимир Новицкий - настоятель храма Святителя Николая у Соломенной сторожки, врач-психиатр;


иеродиакон Кирилл (Пустограев), насельник Новоспасского мужского монастыря г. Москвы, кандидат медицинских наук, врач-неонатолог;


протоиерей Валентин Жохов – настоятель храма во имя св. Николая Мирликийского в с. Ромашково Московской епархии, врач-хирург;


Л.Е. Пищикова - руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Националыюго медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита», д.м.н., врач - психиатр, судебно-психиатрический эксперт;


Н.В.Богданова - заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Православный центр попечения онкологических больных врача Натальи Богдановой»;


В.В.Кипшидзе , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;


А.Е.Черкасова – ответственный секретарь Совета, д.м.н.



В 1994 году на Архиерейском соборе была поставлена задача создания социальной концепции, отражающей общецерковный взгляд на проблемы современного общества в целом. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) в то время уже располагал актуальной информацией об угрозах новых биомедицинских технологий нормам Священного Писания и Священного Предания. Для решения ответственной задачи выработать позицию Церкви по основным проблемам биоэтики были приглашены члены Церковно-общественного совета по биомедицинской этике - протоиерей Димитрий Смирнов, Ю. П. Алтухов - академик РАН, профессор, Директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН и И.В.Силуянова, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ им. Н.И.Пирогова. Трудами членов рабочей группы в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» появился раздел XII. «Проблемы биоэтики». Здесь впервые в русском православии были определены богословские основы решения биоэтических проблем. Впервые в этом разделе были даны и конкретные церковные оценки таких проблем репродукции человека, как искусственное прерывание беременности, искусственное оплодотворение, контрацепция, репродуктивное клонирование человека. Здесь были раскрыты положения о моральных условиях использования трансплантации, проведения генетических исследований, об отношении к умиранию и смерти человека, о патологии сексуального поведения.

Принятые Архиерейским Собором 2000 года "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" - документ, имеющий не только общеправославное, но и общехристианское значение. Появление в этом документе биоэтической позиции Русской Православной Церкви, а также сотрудничество членов ЦОС с научным международным сообществом формировал интерес западного христианства к биоэтическим позициям Русской Православной Церкви. В апреле 2009 года члены ЦОС А.В.Недоступ и И.В.Силуянова были приглашены с докладами для участия в работе международной конференции “Биоэтика: восточно-православные и западно-христианские перспективы”, которая прошла в Дарэме (Великобритания) и объединила в попытках осмысления биоэтических проблем различных представителей христианского вероучения. Представители нашей делегации для участия в обсуждениях были «вооружены» не только "Основами социальной концепции РПЦ», но и материалами доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «О человеческом достоинстве и биотехнологиях», его опытом ведения межконфессиональной дискуссии на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» (Москва 2006 г.), организованной Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом имени Конрада Аденауэра (Германия).

Участие в работе научных тематических конференций было одним из направлений деятельности Совета. С 1998 года члены Совета ежегодно организовывали работу медицинских секций Международных Рождественских образовательных чтений, преследуя в качестве основной цели сохранение в России традиционных христианских моральных ценностей в области здравоохранения, теоретической и практической медицины.

Достижение данной цели решалось не только организацией и участием в международных конференциях по этическим проблемам современной биомедицины. Основными задачами оставались и изучение состояния биомедицинских исследований в России, и информирование российской общественности о православных принципах решения этических проблем современной медицины. Реализация этой задачи предполагала подготовку и публикацию заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике по всему спектру этических проблем современной медицины и здравоохранения. Заявления ЦОС содержали конкретные рекомендации относительно условий и возможностей применения биомедицинских технологий в практическом здравоохранении православными христианами — как врачами, так и пациентами.

За весь период существования Совета на его заседаниях были приняты следующие заявления:

1) «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России»;

2) «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий»»;

3) «О морально-этической недопустимости клонирования человека»;

4) «О грехе детоубийства»;

5) «О демографической ситуации в Российской Федерации»;

6) «О народной медицине и целительстве»;

7) «О фетальной терапии»;

8) «О праве врача отказаться от производства абортов»;

9) «О необходимости запрещения рекламы табачных и винно-водочных изделий»;

10) «О недопустимости использования в медицине эмбриональных стволовых клеток»;

11) «Об этических комитетах в Российской Федерации»;

12) «Православный взгляд на проблемы вакцинации»;

13) «Об этических проблемах современной психиатрии и психотерапии»;

14) «О необходимости запрета всех видов клонирования человека»;

15) «О пренатальной диагностике»;

16) «О негативных последствиях государственного финансирования методик искусственного оплодотворения»;

17) «О целесообразности использования в гинекологии методов естественного планирования семьи»;

18) «О правовой регламентации методов искусственного размножения человека»;

19) «Христианское отношение к экстрокорпаральному оплодотворению»;

20) «Христианское отношение к суррогатному материнству»;

21) «О поддержке инициативы Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС)»;

22) «Постчеловечество в трансгуманизме»;

23) «О вспомогательных репродуктивных технологиях»;

24) «О «вечной» актуальности эвтаназии»;

25) «О редактировании генома человека»;

26) «О генетической паспортизации граждан РФ»;

27) «Об этическом кодексе отношения к пожилым»;

28) «О распространении в России Программ по биоэтике ЮНЕСКО».

Принятию каждого заявления предшествовало не только теоретическое обсуждение на заседаниях Совета. Публикация каждого заявления сопровождалось исследованиями и статьями, которые последовательно издавались в пяти сборниках трудов Совета:

1) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 1 (1998 – 1999 гг.). – М., Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 2001. – 128 с.

2) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 2 (2000 – 2005). – М., Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 2006. – 136 с.

3) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 3 (2006 – 2008). – М., ООО «Форма Т», 2009. – 144 с.

4) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 4 (2006-2016). – М., Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. 2017. -504с.

5) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 5. Рекомендован к изданию Издательским советом Русской Православной Церкви – М., 2020, - 172с.


Более чем двадцатилетняя работа Церковно-общественного совета по биомедицинской этике свидетельствует, что наша Церковь является по существу единственным институтом в стране, который разрабатывал и информировал общество о своих решениях в области биоэтики. 13 апреля 2021 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Церковно-общественный совет по биомедицинской этике прекратил свою работу. Было принято решение об учреждении Синодальной комиссии по биоэтике. Данное решение подтверждает, что Русская Православная Церковь не только не утратила интереса к столь значимым вопросам нашей жизни, но выражает готовность и далее развивать и совершенствовать работу по решению острых нравственных и социальных проблем нашего времени в области биоэтики.


Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА – доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики, Почетный профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.


[1] Журналы заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года.(журнал №15) http://www.patriarchia.ru/db/text/5797265.html