15–16 марта 2022 г. в Сретенской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция «Бог–человек – мир»
15–16 марта 2022 г. Сретенская духовая академия и Синодальная комиссия по биоэтике при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви провели II международную научно-богословскую конференцию «Бог – человек – мир», которая в этом году посвящена теме «Таинство жизни и смерти». В конференции приняли участие светские и церковные ученые, преподаватели духовных академий и семинарий, богословских и светских ВУЗов.

Организационный комитет конференции возглавили председатель Синодальной комиссии по биоэтике епископ Петергофский Силуан и
и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов. В оргкомитет также вошли секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов, протоиерей Константин Костромин, профессор СДА В.М. Кириллин, доценты СДА Г.Н. Самуйлов и В.П. Лега.

В первый день конференции на пленарном заседании с приветственным словом к собравшимся обратился и.о. ректора Сретенской духовной академии, член Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Вадим Леонов, который обрисовал предметное поле предстоящего мероприятия. Затем с докладом «Роль Церкви в осмыслении актуальных вопросов биомедицинской этики» выступил председатель Синодальной комиссии по биоэтике епископ Петергофский Силуан. Владыка Силуан в своем докладе отметил, что «биоэтика возникла как светская наука. Таковой она остается и сегодня. Но Церковь не может стоять в стороне, когда затрагиваются сущностные вопросы жизни, которые могут оказаться определяющими для состояния души в вечности… В основе христианской биоэтики лежат богословские смыслы. Эти смыслы, источником которых является Священное Писание, раскрыты в трудах святых отцов Церкви, в Священном Предании».

Размышляя о различиях между христианской и секулярной биоэтикой, Владыка Силуан подчеркнул, что они «могут быть непреодолимыми. Секулярная культура отвергает Бога, который определяет природу добра, правды и добродетели. Существующий в этой культуре моральный плюрализм дает понять, что здравый смысл в морали, даже в секулярной морали, отсутствует. Для людей, исповедующих такое отношение, моральное богословие и биоэтика верующих людей являются проявлениями фундаментализма».

Епископ Силуан также выделил проблему достоинства человека, которая «является своего рода вектором, задающим направление решения большинства вопросов биоэтики. Проблема достоинства человека может быть осмыслена в богословском дискурсе, ибо именно богословие позволяет утверждать, что совершенным основанием достоинства человеческой жизни является наличие в каждом человеке Образа Божия. Безусловно возникает вопрос: что в человеке может быть соотнесено с Образом Божиим и каковы его проявления?

В поиске ответа на поставленные вопросы, мы видим возможным и даже необходимым привлечение знаний естественных наук, установление связей между богословием и естествознанием, так как, во-первых, познание Творца возможно через познание творения, во-вторых, фактология тварного мира не может свидетельствовать против Творца, в-третьих, естественные науки являются авторитетом для биоэтики светской и, следовательно у нас возникает некоторая точка соприкосновения и, в-четвертых, привлечение знаний естественных наук может расширить круг лиц, вовлеченных в богословское осмысление проблем биоэтики. Для нас могут оказаться необходимыми знания, накопленные в биологии и медицине».

Председатель Синодальной комиссии по биоэтике резюмировал: «Фундаментом резистентности вызовам трансгуманизма является Церковь. И одна из важных задач нашей Церкви на современном этапе заключается в формирование биоэтического знания на основах христианской этики. Именно Церковь говорит о том, что человек сотворен по Образу и Подобию Божию и в этом заключается необходимое и достаточное обоснование его достоинства, и значит может служить основой разрешения самых неожиданных проблем биоэтики. Именно Церковь говорит о несводимости личности человека к его природе и, следовательно, нравственный выбор, который происходит на уровне личного начала, не детерминирован природными свойствами, что означает невозможность выведения некоей общей формулы нравственного поведения, нравственных решений. Именно Церковь, на основании Священного Писания и опыта святых отцов, может оказать помощь в осмыслении понятий Образа и Подобия Божия, того, что есть личность и разум, того, как начинается жизнь, что является подлинным основанием жизни. Церковь, с привлечением знаний естественных наук, может оказать содействие в поиске современной интерпретации богословских истин столь необходимых при формировании биоэтических решений. Православное мировоззрение, применимое к вопросам биоэтики и противопоставляемое секулярной культуре, в состоянии избавить людей мыслящих от идеологических штампов, навязываемых секулярной идеологией. Существующее в обществе понимание того, что православное мировоззрение как минимум равноценно мировоззрению светскому, несомненно будет способствовать оздоровлению как общества в целом, так и отдельно взятого научного направления – биоэтики».


После выступления епископа Петергофского Силуана свой доклад по теме "Библейская этика и "этика цифры"" предложил епископ Переславский и Угличский Феоктист, член Межсоборного присутствия, доцент СДА.
В ходе пленарного заседания с докладом «Биотехнологическое конструирование человека: проблема когнитивного улучшения» выступила член Синодальной комиссии по биоэтике, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН О.В. Попова.

Члены Синодальной комиссии по биоэтике также приняли участие в работе секций конференции по пяти предложенным организаторами направлениям. О современных вызовах в области биоэтике рассказал член Комиссии иерей Владимир Духович; и.о. ректора Сретенской духовной академии, член Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Вадим Леонов предложил доклад «Типология понятия "смерть" в святоотеческой традиции»; член Комиссии С.Л. Худиев сделал сообщение о попытке христианского понимания околосмертного опыта; секцию конференции «Право на жизнь и право на смерть» возглавил член Синодальной комиссии по биоэтике иерей Феодор Лукьянов, в работе этой секции приняли участие иерей Роман Тарабрин с докладом «Неточности биоэтической главы “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви”», а также В.В. Кипшидзе, осветивший вопросы ценности жизни в современной медийной повестке. Еще одна секция конференции была посвящена теме «Свобода от жизни и смерти», ее модератором был секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов. На заседании секции «Улучшение жизни и гуманизация смерти» были заслушаны доклады членов Комиссии протоиерея Константина Константинова «Роль тела в формировании души и роль души в формировании тела» и И.В. Силуяновой «“Европейский нигилизм” и трансгуманизм».
Во второй день конференции по завершении работы по секциям были проведены круглые столы. Первый из них был посвящен актуальным вопросам биоэтики в свете православного богословия. Модератором заседания выступил член Синодальной комиссии по биоэтике В.В. Кипшидзе. На обсуждение участников конференции были вынесены такие вопросы, как:

- Способно ли православное богословие дать ответы на актуальные вопросы биоэтики?

- Каким образом можно обратить внимание ученых и светского общества на богословские аспекты биоэтических проблем?

- Возможно ли, чтобы биоэтика стала пространством для плодотворного взаимодействия науки и богословия?

Темой второго круглого стола стало место биоэтики в пастырской практике Русской Православной Церкви и на Западе. Модератором заседания был секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов, а участие приняли студенты Сретенской духовной академии, аспиранты и студенты из числа участников конференции, которые обсудили острые биоэтические проблемы в преломлении задач церковного служения.