В деятельности Ватикана значительное место занимает концепция естественного права. Мы еще со школьной скамьи слышали, что Ватикан как-то связан с юридизмом, под которым многие понимают сухое законничество. На деле это не так.
Склонность к систематизации обширного священнического и человеческого опыта — вот что отличает Ватикан от нас. Биоэтической проблематикой Ватикан стал заниматься очень давно. Официальный документ по эвтаназии в РКЦ появился аж в 1981 году. У них проработанные богословские и пастырские подходы вообще ко многим ситуациям. И всякий раз, когда возникает новый кейс, он тут же изучается и осмысливается Святым Престолом. Главное, вырабатывается официальная позиция. Вы можете открыть параграф и узнать, как Папа Римский в том или ином своем выступлении охарактеризовал новое явление.
Ватикан вообще идет в ногу со временем. Мобильное приложение вовсе не то, что мы хотели бы позаимствовать в первую очередь. Оно показывает, что католики очень динамичны, интегральны, систематизированы и ориентированы на пастырство.
Гаванская декларация, принятая по итогам встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска, называет защиту права на жизнь одной из приоритетных форм сотрудничества между Московским Патриархатом и Ватиканом. Очевидно, сходств и согласий здесь значительно больше, чем различий и разногласий.
По поводу эвтаназии есть, как я уже сказал, единый документ, подписанный в рамках развития Гаванской декларации. Коль скоро так, то нам можно сотрудничать. Здесь мы говорим на одном языке. Это же касается и многих других тем: попытки биоконструирования, «улучшения» человека, химерическое клонирование, когда клетки человека подсаживаются животным или клетки животного подсаживаются человеку.
Здесь возникает вопрос идентичности. Это человек или уже не человек? Католики здесь дают примеры ясного и ориентированного на Священное Писание видения. Их позиция сводится к категорическому запрету клонирования человека, пока не решены все без исключения связанные с этим этические вопросы. Почему? Да потому что клонированный человек, по мнению католиков, попадает в биологическое рабство от того, по чьему образу он сделан. Не говоря уже о прямом вмешательстве в замысел Творца. Всюду, где в основе лежит желание поправить Творца или обратить вспять Его замысел, Церковь выступает против.
У Бенедикта XVI есть текст, в котором он пишет: «Нас могут упрекнуть, что мы очень много говорим “нет”. Нет этому, нет тому. Но за каждым “нет” стоит сияющее “да” священному праву жизни».
Если смотреть на ситуацию в перспективе сохранения права жизни и достоинства как центрального понятия христианской антропологии, тогда все встает на свои места. Это не просто охранительная традиция «нельзя, потому что нельзя, потому что так не делали во времена Коперника». Это нельзя, потому что пусть и меняются условия жизни, в которых живет человек, но достоинство личности должно сохраняться неизменным.
Если говорить о различиях, то они, безусловно, имеются. Например, в РПЦ есть позиция, согласно которой суррогатных детей нельзя крестить до тех пор, пока родители не принесут покаяние. Официальная позиция католиков иная: суррогатных детей можно крестить незамедлительно, потому что они ни в чем не виноваты. Вот вам пример и точка расхождения.
Другая точка расхождения, которую я уже упоминал, состоит в том, что никакие вмешательства, кроме лечения бесплодия (ЭКО — это не лечение, а процедура имплантации), невозможны даже теоретически. Социальная концепция РПЦ в этом отношении не столь категорична.